МАОУ СОШ №19 г.Томска
г.Томск
  • Наставничество

    Наставничество как развивающее пространство молодого специалиста

    Наставничества в нашей школе рассматривается как комплекс психологической и методической помощи и поддержки молодым учителям для создания комфортной и стабильной развивающей среды, для организации успешного образовательного  процесса.

    Практика наставничества «Наставническая среда в школе» направлена на достижения контрольных точек Национального проекта «Образование».

    Ключевым понятием является среда. Мотивирующая наставническая среда, где взаимодействие всех участников и есть главный механизм формирования этого пространства.

    Формы наставничества в нашей организации:

    1. «опытный учитель-молодой учитель» предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным педагогом, оказывающим разностороннюю поддержку необходимых для развития профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепление на месте работы.
    2. «заместитель директора – учитель» конкретная профессиональная помощь и психоэмоциональная поддержка административного кадрового резерва школы.

    Организация методической работы с молодыми специалистами, направленная на их профессиональный рост и успешное вхождение в профессию, осуществляется комплексно:

    через реализацию наставничества;
    через проведение профессиональных педагогических конкурсов;
    через самообразование (ИППР –индивидуальный план профессионального развития);
    через деятельность Клуба молодых специалистов школы;
    через информационно – методическое сопровождение.

    Предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает лидерскими и организаторскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого.

    Цель - разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

    Задачи:

    1. Помощь в реализации лидерского потенциала.
    2. Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
    3. Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
    4. Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
    5. Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.
    6. Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.

    Результат:

    1. Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы.
    2. Повышение успеваемости в школе.
    3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом.
    4. Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций.
    5. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и образовательных проектов.
    6. Снижение числа обучающихся состоящих на ВШК и КДН.
    7. Снижение количества жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся

    Цель: раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе; повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание организационно-педагогических условий для успешной социализации учащихся на стадии формирования профессиональных намерений (в рамках МИП); разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

    Задачи:

    1. -помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций,
    2. оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы,
    3. формирование устойчивого сообщества обучающихся.

    Результат:

    Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

    Нормативные документы

    Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № P-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"

    Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"

    Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"

    Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16)

    Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

    Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

    Региональный проект «Современная школа»

    Региональный проект «Успех каждого ребенка»

    Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 27.05.2020 г. № 420-р «О внедрении и реализации в Томской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися»

    Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 13.04.2020 года № 305-р «Об утверждении региональной целевой программы развития системы наставничества в сфере общего образования Томской области»

    Приказ ОГБУ «РЦРО» от 23.11.2020 г. № 331/1 «Об утверждении дорожной карты реализации региональной программы «Развитие наставничества в системе общего образования Томской области на 2020-2024 гг.»

    • Распоряжение ДО администрации Города Томска от 04.07.2023 г. № 719 р «Об организации деятельности муниципальных педагогов-наставников в 2023-2024 учебном году»
    • График проведения мероприятий муниципальных педагогов-наставников для молодых педагогов на 2023-2024 учебный год
    • Распоряжение департамента образования  администрации Города Томска от 26.01.2023 г. №30-р «Об анализе результатов мониторинга реализации программы наставничества для педагогов в муниципальной системе образования «Город Томск» за 2022 год в общеобразовательных организациях»
    • Положение о муниципальной сети города Томска по методическому сопровождению молодых педагогов   

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике